Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПАМЯТИ ВЕТЕРАНАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ   ПОСВЯЩАЕТСЯ

    «... Я стараюсь воспитывать своих молодых казачат, на примере наших отцов, матерей и дедов. Которые своим поведением, на полях сражений, показывали храбрость, стойкость, мужество и беззаветную любовь к своей Родине. Которая называется РОССИЯ!»

    Эти слова сказал нам,  Илья Валерьевич Запольский, атаман казачьей общины «ВОЛЬНАЯ»,  когда мы были на соревнованиях в станице «Лесновские Донцы». И продолжил... «Я почему это так говорю уверенно, да потому что наши отцы и деды сломали хребет фашистскому зверю в Великой Отечественной Войне, а сами, остались несломленными и непобедимыми. Все в шрамах от многочисленных атак, от пулевых ранений и осколков от разрывавшихся снарядов и мин. Вся Европа совместно с Германией напала на Советский Союз. И они, наши отцы, деды и матери выстояли, и победили!

   Это я  к тому веду разговор, что и мой дед, Александр КАЛУГИН участвовал в Великой Отечественной Войне. Мало того, он ещё и был командиром партизанского отряда «Ураган», который наводил такой ужас на немцев, что  лишь заслышав  партизанское «Ура!», бросали оружие и в панике убегали прочь...»

    Ваш корр. тут же, уцепившись за эту фразу. Ничего себе! Ведь это, что получается,  бегаешь, расспрашиваешь, ищешь материалы  о прошедшей войне, о героизме нашего народа, а тут вот он, рассказчик о своём деде, фронтовике рассказывает. И  тут же, пользуясь тем счастливым случаем,  задаю вопрос:

   — Илья Валерьевич,  хотя бы вкратце, в двух-трёх словах, расскажите о своём деде?

  — Мой дед, Калугин Александр Трофимович, был командиром легендарного партизанского отряда «Ураган», который действовал на Смоленщине в Дорогобужском районе. Служил в РККА. В 1935 году был участником боёв на Халхин-Голе. А затем стал курсантом спец школы, в который велось обучение диверсионной и разведывательной деятельности. Школа находилась в Монгольской народной республике. И дед, в школе был командиром курсантского взвода.

   В 1970-е годы он написал очень ценные воспоминания о свой боевой деятельности, которые назвал: «Солдаты, верные присяге».

   И я, помню, и горжусь своим дедом!

   И низкий поклон всем ветеранам и вечная им память!

  Больше ничего  не стал  рассказывать, а на вопрос, сохранились ли фотографии деда, ответил, что осталась лишь одна, любительская «размытая» фотография. Остальные, дневники, записи, всё слизал пожар.

   Вот и всё. И более  не промолвил и слова. Просто из-за своей скромности. А чтобы рассказать нашим читателям о знаменитом деде нашего атамана, более подробнее, нужны факты. Причём очень достоверные. И мне пришлось завести переписку с Дорогобужским историческим музеем, что на Смоленщине. Где  воевал в годы Великой Отечественной Войны дед нашего атамана Калугин Александр Трофимович. Благо тому, что Интернет может всё...

    Недавно, я получил последнее письмо из музея и  теперь, опираясь на присланные факты, можно  рассказать вам, наши уважаемые читатели кто такой Калугин А.Т. и в своём рассказе будем приводить выписки из тех писем, кои мы получили по нашей переписке.

   Всего писем, было прислано шесть штук. Директор музея, когда узнал, что внук знаменитого деда, о котором мы собираемся писать, находится в наших рядах и что мы частенько встречаемся на разного рода казачьих мероприятиях, любезно заверил, что постарается собрать и выслать несколько материалов для нашей статьи. Что и было сделано.

   А мне лишь, остаётся взять перо, и приложить минимум усилия: хотя бы вкратце переписать из присланных писем о знаменитом на всю Смоленщину партизане Калугине Александре Трофимовиче. Ну, а как будет переписано, судить Вам, наши дорогие читатели...

 

  Дед атамана Запольского Ильи Валерьевича КАЛУГИН Александр Трофимович

 

  ...Партизанский отряд «Ураган» был сформирован по армейскому принципу. В отряде были созданы четыре группы, для проведения диверсий на шоссе и железных дорогах, велась разведка в Дорогобужском и соседних районах. Имелся даже музыкальный взвод. 2 января 1942 года, в «Ураган» вошёл отряд Деменкова. И партизанское соединение «Ураган», сразу стало самым боеспособным в Дорогобужском крае.

  Старший сержант Александр Трофимович Калугин, успевший повоевать на Халхин-Голе, был командиром роты курсантов спецшколы и был в ту пору самым опытным командиром. Вот поэтому командование 16-й армии не раз забрасывало его в тыл врага для взятия «языка», разведки или диверсий.

  В конце августа группа Калугина оказалась в Дорогобужском районе. Здесь проводились практические занятия со слушателями курсов младших лейтенантов, бойцами истребительного батальона и активом райкома комсомола. На них  и познакомился Александр с будущими соратниками: вторым секретарём обкома ВКП (б) Георгием Пайтеровым, начальником Дорогобужского РОВД Фектистом Деменковым, секретарём райкома ВЛКСМ Евдокией Симоновой.

    В ночь на 6 сентября 1941 года, Калугин со своими бойцами, ночью ушёл в рейд за линию фронта. Вскоре погибла их радистка Таня Сергиенкова, работавшая под позывным «Ураган». А в один из октябрьских дней Александр нашёл в лесу листовку Военного совета Западного фронта: «Одиночные бойцы, группы, оказавшиеся в тылу врага, обязаны считать себя воинскими подразделениями, продолжая борьбу с врагом в его тылу».

  Так родился партизанский отряд «Ураган», названный в память о погибшей радистке.

  Калугинцы сделали своим плацдармом Холмецкий сельсовет Дорогобужского района. Александр, одетый в форму офицера, с золотой звездой Героя Советского союза на груди, появлялся на деревенских сходах, вселяя в людей надежду, что Красная Армия близко, что она сопротивляется и жива. Но когда зимой 1942 года, в район вошёл кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Белова, старшему сержанту пришлось держать ответ за «самовозвеличивание». Впрочем, генерал тут же успокоил Калугина, которому, оказывается, ещё в августе 1941-го присвоили звание старшего лейтенанта: «Получишь ты свою звезду, а эту сдай Михаилу Ивановичу Калинину».

   Среди крупных акций отряда — нападение на конвой, в результате которого были освобождены более 150 военнопленных, на немецкий обоз, разгром гарнизона в Болдино. 29 января 1942 г., в Холмецком, Кряковском и Сенском сельсоветах была провозглашена Советская власть. И эту в глубоком тылу у немцев.

  Но самой значительной операцией стало участие «Урагана» в освобождении Дорогобужа.

  Основным итогом партизанских действий должен был стать штурм соседнего Сафоново, находящегося на железной дороге и автомагистрали Москва — Минск, а также недопущение переброски вражеских резервов из Смоленска под Вязьму. Получилось иначе...

  План партизан выманить фашистов и Дорогобужа известием о том, что народные мстители появились в деревне Михайловское, сработал.

  Отряд карателей был взят в клещи пулемётным огнём и уничтожен. На месте боя осталось более 40 фашистов и сани с установленными на них виселицами. Около десятка фрицев во главе с обер-лейтенантом попали в плен.

  В течение недели дорогобужские партизаны взяли  город в кольцо. Утром 15 февраля около 400 гитлеровцев, 78 подвод с награбленным и 70 саней покинули город в направлении Сафоново через Морозово. В качестве живого щита немцы использовали 300 военнопленных из концлагеря в совхозе им. Фрунзе. Врага встретили бойцы групп Деменкова и Угарова. После нескольких часов боя фашисты бросили обоз, пленных, убитых и по глубокому снегу бежали в Сафоново. К полудню начальник штаба «Урагана» Неверов первым вошёл в оставленный немцами Дорогобуж. С рации на Афанасьевской церкви в эфир понеслась весть: «Древний Дорогобуж освобождён!»

   А в 1970-е годы, суровый партизан А.Т. Калугин написал книгу с очень ценными воспоминаниями о своей боевой деятельности в тылу врага и назвал эту книгу «Солдаты верные присяге».

  Музей, по моей просьбе выслал две копии. Одна копия с рукописной тетради, в которой собственноручно и начал писать книгу автор, а вторая копия уже с напечатанной книги. Вот с них, я и постараюсь донести до вас, наши читатели выдержки из этих книг.

                        СОЛДАТЫ ВЕРНЫЕ ПРИСЯГЕ

 

  ...В субботу, ранним утром 21 июня 1941 года курсантский взвод, которым я командовал, прибыл на станцию Шепетовка. Следовали мы из МНР в 16-ю армию для прохождения службы в кадрах Красной Армии. Местоположение штаба мы не знали. Следовали мы с танковым полком 5-го танкового корпуса. Встречавший нас командир 109-й мотострелковой дивизии полковник Краснорецкий полагал отправить нас в штаб 16-й армии утром 22 июня 1941 года.

  В воскресенье 22 июня в 11 часов 30 минут взвод получил боевой приказ, уничтожить вражеский парашютный десант восточней Шепетовки. За образцовое выполнение задания, курсанты представлялись к правительственным  наградам,  двое даже к званию Героя Советского Союза. До 5-го июля курсанты в составе 109-й мотострелковой дивизии сражались с наседавшими на Шепетовку фашистами.

   К исходу дня 5-го июля 1941 года нам, курсантам, приказано было убыть в штаб 16-й армии в Старо-Константиново. Утром 6-го июля в райкоме партии Старо-Константиново нам сообщили, что войска Красной Армии отошли в глубь страны, и секретарь РК ВКП(б) предложил нам влиться в формирующийся партизанский отряд. События развивались в то время так стремительно, обстановки мы совершенно не знали, а лишь ползли слухи. И мы боялись затеряться в хаосе войны. А неизвестность для воина грозила предательством...

   11 июля 1941 года ранним утром Гудериановская бронированная армада вторглась на Смоленщину.

   Утром 13 июля 1941 года, комбриг полковник Мишулин, через вестового передал приказ командарма 16-й армии. Приказ требовал создания ложного представления у врага о силах защищающих Смоленск. Нам была поставлена задача:

  1. В ночь на 13 июля 1941 года с проводником, местным коммунистом убыть в район Хохлова.

  2. Снять охранение, поджечь боевую технику 29-й моторизированной вражеской дивизии, это будет сигналом основной наступающей группе от Смоленска.

  3. По выполнению задания, убыть в район совхоза «Жуковский», в штаб 16-й армии, что севернее Смоленска.

  Задание мы выполнили. Фашисты в нижнем белье метались в зареве горевшей техники. Наступательная группа от Смоленска по неизвестной нам причине не развила наступательного действия. 15 июля к 22 часам удалось достичь южной части города Смоленска. Мосты через Днепр взорваны. Пытались переправиться на другой берег, но нас обстреляли.

  В это время в южную часть медленно входила разведка врага. Нас, наверное, отчаяние бросило на врага. Два лёгких танка, и один мотоцикл мы подбили, остальные повернули обратно...

  ...Моя группа, согласно приказа командира 16-й армии, углубилась в тыл врага в район Гнездово. Через 32-е сутки, выполнив задание, 30 августа 1941 года, наша группа с важными сведениями о силах врага, с языком — командиром фашистской роты, в районе Ярцева перешла линию фронта. Командование предоставило нам кратковременный отдых...

  В обед 2-го сентября, второй секретарь Обкома ВКП (б) Георгий Иванович Пайтеров познакомил нас с Ф.Н Деменковым — командиром истребительного батальона, и передал записку начальника разведотдела 16-й Армии и личную просьбу, выкроить время для занятий с бойцами истребительного батальона и  активом РК ВЛКСМ.

   Несмотря на нашу усталость, 300 курсантов готовы были получать инструктаж по диверсиям. Были и девушки комсомолки. И они не уступали в рукопашной юношам. Они не сердились за грубость, жёсткость, когда их учитель бросит обучающегося через себя на твёрдую землю.

  А в ночь с 5 на 6-е сентября, согласно приказа, мы уже углубились во вражеский тыл. В конце сентября 1941 года от руки предателя погибла наша радистка Таня Сергиенкова,  воспитанница Смоленского детского дома, позывная «Ураган». 

  За 103-е суток борьбы с врагом в его тылу, мы сумели изучить слабые места противника. Этим мы конечно же пользовались. Вооружение, форма, транспорт врага, в хаосе войны способствовали нашему беспрепятственному движению вслед отходящих главных сил Красной Армии.

   20 октября 1941 года, в лесу нашли листовку Военного совета Западного фронта. В листовке говорилось (не дословно): «Одиночные бойцы, группы, воинские подразделения, оказавшиеся в тылу врага, обязаны считать себя воинскими подразделениями, продолжая борьбу с врагом с тылу»!  Листовка стала нам приказом, мы решили увековечить имя героически погибшей радистки Тани Сергиенковой, назвать себя воинской частью «Ураган», углубиться  в Кардымовский район и вести оттуда борьбу с врагом...

  И мы вели активные действия самостоятельно. Уничтожая фашистов везде и повсюду. Громили обозы, колонны автомобилей, взрывали мосты, пускали под откос  эшелоны, расстреливали предателей и полицаев, уничтожали опорные пункты и комендатуры. А уже 18 февраля 1942 года, к нам прибыл офицер связи лейтенант Антонов и вручил боевой приказ командиру отряда Ураганову, то есть мне, объединить все партизанские отряды вокруг Дорогобужа. И далее следовало:

  «Настоящим приказом предписываю вам немедленно войти в подчинения уполномоченного от командующего фонтом командира одиннадцатого кавалерийского полка майора Зубова П.И. и выполнять его боевые приказы и распоряжения».п/п командир 1-го Г.К. генерал-лейтенант Белов

    военком бригадный комиссара Щелковский

    начальник штаба полковник Штаев

   19 февраля 1942 года.

    Архив МО СССР ф. 639 оп. 2754 д. 7, л. 15

    А вот один из подвигов Калугина, уже служившего в рядах РККА.

  Офицер связи Антонов устно передал: «Товарищ Ураганов, генерал ждёт вас вечером у себя».

   Вечером, 19 февраля 1942 года генерал пригласил нас на беседу. В крестьянском доме, в домашней обстановке мы рассказывали, делились своими наблюдениями за поведение врага.

   За 243 суток борьбы в тылу врага, нам было о чём рассказывать. В конце беседы генерал ознакомил нас по карте с районом Вязьма-Занозная. «Здесь, в лесу, — генерал ткнул карандашом на восточную часть Вязьмы, — наши разведчики обнаружили танки тридцать четвёрки, слово за вами о возможности их применения в бою».        

  И 21 февраля, ранним утром, лётчик искусно посадил свой самолёт на лесной поляне в километре от места стоянки танков Т-34. Зима 1941- 42 гг. была не только холодной, но и снежной. Особенно большие снега были в лесах, отделяющий нас километр от 34-ок пришлось преодолеть более  2-х часов. Мы почти были у цели. Когда Коля Изоренко первым заметил фашистов, осматривающих наши танки. Мы хорошо замаскировались и наблюдали за фашистами. Фашисты из фляжек тянули спиртное, хвастаясь: «Русские танки через неделю станут громить Русь»!

  Более часа сидели мы в снежном сугробе. В конце суток, 21 февраля радист доложил в штаб 1-го ГКК результат тех. состояния наших тридцатьчетверок. Перед рассветом 25 февраля из штаба 1-го ГКК прибыли к нам шофера-трактористы для перегона тридцатьчетвёрок в штаб. Весь световой день мы знакомили прибывших с управлением Т-34. В ночь на 26 февраля грозные советские танки устремились к штабу 1- го ГКК.

   С 21 февраля по 20 марта 1942 года мы обучали вождению грозных Т-34. Вечером 20 марта фашистский самолёт обнаружил место стоянки танков.

  Генерал-лейтенант Белов приказал перегнать танки на новое место и хорошо замаскировать. Топливом Т-34 не все были заправлены. Пришлось буксировать машины, осталась одна Т-34. Я заводил буксир. В это время фашисты стали бомбить. И я получил ранение. 21 марта 1942 года меня доставили в санчасть штаба Западного фронта на станцию Алабино. Тепло меня приветствовали члены Военного Совета. Дивизионный комиссар Лестев и Булганин. И мне тут же зачитал приказ о присвоении мне воинского звания подполковника. Того же дня меня доставили в Тимирязевскую Академию, госпиталь Э.Г. 2368, и заполнили историю болезни (ранения) за №882...

  Вот так скромно описывал о своих боевых действиях дед нашего атамана   Запольского Ильи Валерьевича, казачьей общины «Вольная». И эта же скромность, по всей видимости, передалась и внуку.

   А мне лишь, хочется сказать Вам, наши дорогие читатели, что не всё вошло в  рассказ о подвиге Кулагина, командира партизанского отряда «Ураган». Но мы с вами уважаемые читатели знаем, что от  вот таких подвигов, приближалась Великая Победа нашего народа, которая отмечается 9 мая. Этот день так и называется ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

  Слава им, труженикам войны! Склоним же головы перед погибшими и не доживших до этого светлого дня! Светлая им память!

 

     Начальник пресс – службы РООРК «РОДК»

     казачий корреспондент Федор Аксаков.

     май 2021 г.

ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!